Какой выбрать AV ресивер для домашнего кинотеатра

Какой выбрать AV ресивер для домашнего кинотеатра

13.03.2020 Выкл. Автор mish




Какой выбрать AV ресивер

Ресивер Yamaha RX-V-485

В своем современном формате ресиверы появились относительно недавно, раньше они работали только с двумя каналами в режиме стерео, имели на борту тюнер, позже стали работать еще и с видеосигналом. Сейчас это как минимум формат 5.1 или больше — 6.1, 7.1 и т.д. Основная задача ресивера принимать цифровые или аналоговые сигналы от источника, преобразовывать их, улучшать, декодировать и усиливать, дальше передавать на телевизор, АС или проектор. Источником может быть не только DVD, Blu-ray плеер, но и видеокамера, спутниковый тюнер, флешки и другие переносные устройства.


Ресивер может быть основным элементом домашнего кинотеатра при просмотре фильмов, а может служить преобразователем и усилителем при прослушивании музыки в формате 5.1 или стерео. Сложные конфигурации — 7.1, 9.1, — 7.2, 9.2 подойдут скорее для частных домов в специально отведенной и оборудованной для этого комнате. Для обычных квартир вполне хватит конфигурации 5.1, 6.1.

Входы — выходы

Ресивер Yamaha RX-V-485


Развитие ресиверов не ограничивалось только увеличением количества каналов, появлялись также новые функции, форматы, сигналы и разъемы. Сегодня даже в самом недорогом ресивере 5.1, будут цифровые — коаксиальный, оптический выходы со сквозным каналом, сквозными каналы могут быть и для аудиосигналов и для видео. Как правило, есть несколько входов и выходов HDMI, порт USB под флешку, два аналоговых входа для стерео, вход для проигрывателя винила, вход Tape.


Видеовходы могут быть — композитным, компонентным, SCART (хотя он сегодня уже устарел), несколько S-video — два из которых могут быть сквозными. И HDMI, который передает и видео и аудиосигнал, но лучше его использовать для видео, а для аудио воспользоваться оптическим или коаксиальным. Иногда может быть вход для подключения ИК-приемника, если ресивер будет стоять в закрытой тумбе. Может быть выход — 12 В. для экрана проектора. Может быть аналоговый вход 5.1 для плееров с таким выходом.

Конструкция


Все ресиверы независимо от цены и количества каналов имеют похожую конструкцию.


Усилительная часть состоит из нескольких блоков — это селектор аудиосигналов и видеосигналов, цифровых и аналоговых. Блок обработки сигналов — декодирует и регулирует, как аналоговые, так и цифровые сигналы. Дальше идут усилители мощности — 5 или больше. Также есть процессор, отвечающий за управление — прием сигналов с пульта ДУ, с самого ресивера и вывод информации на встроенный экран, или телевизора.

Радио


Радио или тюнер на ресиверы ставят обычно аналоговые, для цифрового радио предусмотрена технология DAB и она есть не у всех ресиверов. Цифровыми делают отдельные тюнеры и у ресиверов есть гнездо для их подключения. Тюнер на ресиверах может поддерживать два или три диапазона — FM, СВ, ДВ. Управляет тюнером универсальный процессор, который также и усиливает сигнал. Поиск станций можно осуществлять в ручном или авто режиме, запоминать станции обычно нужно вручную. Также на многих ресиверах есть функция RDS — дополнительные данные о станции выводятся на экран, могут быть и на русском языке.

Характеристики


Основная характеристика — ресивер должен обеспечить высокое разделение сигналов в каналах и их симметрию. При цифровом подключении с симметрией все, как правило нормально, нессемметричность может возникать при подключении по аналоговому 5.1 входу.


Также важной характеристикой является мощность усилителей, у самых простых ресиверов мощность может быть 40-50 Вт, у более дорогих 100 Вт и выше. Но оптимальным вариантом можно считать именно 100 Вт при частоте 1 кГц и импедансе 8 Ом, КНИ — 0.7 %. Ресивер с такими параметрами сможет раскачать любые колонки, и передать весь диапазон частот, как при прослушивании музыки, так и при просмотре фильмов. Имеет значение и график АЧХ — должно быть минимум неравномерностей.

Источники сигнала


Сигналы как понятно бывают аудио и видео, источников может быть много — это и DVD Blu-ray проигрыватель, CD плеер, проигрыватель винила, может быть старый VHS магнитофон или спутниковый тюнер. Видеосигналы могут быть сделаны на нескольких типах разъемов — композитном, компонентном, S-video, SCART, HDMI, DVI, Для цифровых аудиосигналов есть оптический и коаксиальный разъемы, для аналогового аудиопотока — RCA. У дешевых DVD плееров нет выхода HDMI, поэтому нужно, чтобы хотя бы был оптический или коаксиальный, а видео лучше выводить через компонентный выход.

У дешевых Blu-ray плееров есть HDMI и присутствует один аудиовыход — или оптический или коаксиальный. У более дорогих плееров, больше разных выходов.


На передней панели теперь, кроме композитного и двух стерео входов, могут быть еще входы оптический и S-video, порт USB и выход на наушники.
Декодеры


Сначала ресиверы декодировали аналоговый многоканальный звук, с этой задачей справлялся Dolby Pro Logic.

Для цифровых потоков предусмотрено два основных декодера — Dolby Digital и DTS — эти два декодера обязательно есть во всех ресиверах. Дорожка у диска обычно записана в обоих форматах. У ресиверов продающихся в Европе, есть еще декодер MPEG Multichannel.
Кроме классической конфигурации 5.1, где используются выше описанные декодеры, есть еще и другие конфигурации — 6.1, 7.1 и т.д. Здесь уже нужны другие требования к звуковой дорожке и их обеспечивают другие системы — THX Surround TX, Dolby Digital EX, DTS ES Discrete, Matrix 6.1, DTS Neo 6.

Три тыловые АС нужны для более правильной передачи звука для нескольких человек, а не для одного. В качестве тыловых рекомендуют использовать дипольные колонки. Фронтальные лучше использовать традиционные, так как они рассчитаны на аудио форматы DVD Audio и SACD. Иногда для решения этой задачи на ресиверы ставят переключатели с одного комплекта на другой, в этом случае увеличивается и число клемм для АС.

Дорогие аппараты часто соответствуют стандарту THX, для которого характерно выполнение нескольких условий. Должна быть одинаковая мощность всех усилителей, ресивер должен соответствовать системе Cinema RE-EQ. Во всех каналах должен быть одинаковый тональный баланс. Наличие системы Adaptive Decorrelation подстраивающей временные и фазовые параметры. Система Bass Management — управляет басом и корректирует его.

Как правило, у аппаратов есть функция управления басом, а также выполняется первое и второе требование — одинаковая мощность и соответствие Cinema RE-EQ. Есть также возможность выбирать между большими и маленькими АС, в больших диапазон частот будет шире и баса будет больше. Если сабвуфера не будет, все низкочастотные сигналы пойдут на колонки, если сабвуфер будет, то к его сигналу могут еще подмешиваться сигналы из колонок.

Настройка


Задержки можно устанавливать вручную принимая во внимание расстояние от колонок до слушателя, а можно использовать функцию задержки по времени, но по расстоянию считается, что лучше. Почти у всех моделей есть функция автокалибровки, нужно просто поставить микрофон в то место, где будет слушатель, система сама выставит все задержки. Бывает также функция подачи тестового шумового сигнала.


Если сигнал будет стерео, то система распределит информацию по всем пяти или шести колонкам, чтобы звук получился более объемным. Стоит упомянуть и DSP режимы объемного звука, у разных производителей они могут быть разными и по количеству и по качеству. Практически у всех ресиверов есть режим Direct, который отключит все ненужные в данный момент цепи, для улучшения качества звука.


Индикация, управление


Ресиверы обычно не поддерживают экранное меню, только разве что топовые модели. Обычно вся информация выводится на дисплей ресивера. Это может быть информация о том, какой на данный момент подается сигнал, какой стоит режим DSP, какой задействован декодер, настройки радио. Режим декодирования обычно выбирается автоматически, почти все регулировки можно осуществить с панели самого ресивера. Пульт ДУ, конечно дает доступ ко всем остальным настройкам. Иногда в комплекте идет два пульта, один попроще для управления, второй для тонких настроек. Иногда пульт может быть системным и управлять остальными компонентами системы. Бывают еще обучающие пульты, которые одним нажатием запускают процесс последовательных действий.


Усилители каналов


Усилители в ресиверах могут собирать на дискретных компонентах или на микросхемах, разницы практически никакой нет. Имеет значение качество комплектующих. У разных фирм свои разные подходы к решению схемотических задач. Усилители могут работать в разных классах от А до D, чаще всего бывают классы А и AB — класс А имеет меньшую производительность, но выдает лучший по качеству звук. Класс AB — компромисс, который является вполне приемлемым по мощности и качеству звучания.


Чтобы усилители не нагревались, ставят большие радиаторы из алюминия или меди. Иногда ставят радиаторы поменьше и снабжают их вентиляторами с датчиком, который следит за температурой и автоматически включается и выключается.


А/V отрасль продолжает развиваться, появляются новые форматы, декодеры, источники, к бюджетным аппаратам предъявляются более высокие требования. Технологии и функции топовых моделей переходят в средний и бюджетный сегмент.


В самых доступных ресиверах уже есть и подключение к интернету и WI-FI для стриминга с потоковых сервисов. Функции Блютуза для передачи данных с телефона, управление с помощью смартфона. Функция масштабирования до 4К, некоторые аппараты рассчитаны изначально на работу с новым форматом. Ресивер постепенно стал центральным звеном в системе домашнего кинотеатра и приобрел массу дополнительных функций, количество которых в бущем будет только расти.

Какой выбрать AV ресивер видео


 

Наушники Audio-Technica ATH T300 обзор

Наушники JVC HA-RX500 обзор

Акустическая система Dali Zensor 1 — обзор

Акустические системы Monitor Audio Reference обзор

A/V ресивер Yamaha RX-V 485 Обзор

Loading