Какой выбрать стереоусилитель
Начало развития аудио видео техники уходит далеко в прошлое и начиналось оно с видеомагнитофонов VHS формата, бобинных магнитофонов, кассетных, а усилители звука были двухканальными, 5.1 канальных ресиверов еще не было. Обычные стереоусилители и стереоресиверы благополучно существуют и сегодня.
Основной упор в разработке делается на качество звука, поэтому считается, что по качеству звука недорогой усилитель будет лучше более дорого 5.1 или 7.1 ресивера. Дорогие ресиверы, конечно будут играть, как недорогой усилитель. Все дело в том, что для вас важнее — качество звука или небольшой компромисс и универсальность ресиверов, напичканных всевозможными функциями.
Вполне можно купить недорогой стереоусилитель и смотреть фильмы с хорошей стереосистемой, нужно только еще будет докупить сабвуфер.
Виды усилителей
Усилители могут быть полными, предварительными и оконечными. Предварительный усилитель нужен чтобы обработать сигнал и улучшить его. Оконечный просто усиливает мощность сигнала. Полный, интегральный усилитель делает и то и другое — обрабатывает сигнал и придает ему мощность. В этом тоже есть небольшой компромисс, так как, если использовать предварительный усилитель и оконечный звук будет лучше, но это уже скорее будет похоже на HI-End.
Усилители можно разделить на аналоговые и цифровые. Аналоговый усилитель работает с аналоговым сигналом, поступающим с DVD или Blu-ray плеера, цифровой будет улучшать, усиливать и преобразовывать цифровой сигнал в аналоговый, чтобы потом вывести его на акустические системы. На плеерах могут присутствовать и цифровые и аналоговые выходы звука, но лучше использовать цифровой коаксиальный или отический выход, HDMI несет в себе и аудио сигнал и видео, поэтому чисто для звука лучше использовать два предыдущих.
Классы усилителей
Существует несколько классов усилителей — A, B, AB, H, D. Они различаются по мощности качеству звучания, что является следствием применения тех или иных комплектующих и технологий. Класс A по мощности самый слабый, но дает более чистый и детальный звук. В классах B и D идет большая мощность немного в ущерб качеству звука. Есть переходные классы, например AB — такие усилители — это компромисс между мощностью и качеством звучания.
Усилители также разделяют по применяемым в них элементам — транзисторные, на микросхемах и ламповые.
На микросхемах — самый дешевый вариант — все элементы располагаются в микросхемах, но и качество звука будет не очень. Чаще всего такие усилители делают для автомобилей, звук получается мощным, но не очень качественным.
Транзисторные усилители — самые распространенные — это большинство усилителей в магазинах, предназначенных для домашней системы. Такие усилители дают достаточно хороший звук, но они тоже могут различаться — в более дорогих моделях применяются более дорогие комплектующие.
Ламповые — дают мягкий, теплый звук, вместо транзисторов используются лампы, стоят такие усилители намного дороже транзисторных.
Гибридные — собираются на лампах и транзисторах, сигнал сначала обрабатывается лампами, потом усиливается транзисторами, в результате получается качественный и мощный звук.
Характеристики усилителей
Количество каналов
Само название стерео подразумевает, что будет всего два канала на две АС, но бывают усилители с двумя парами выходов для двух пар колонок.
Мощность усилителей
Мощность усилителя должна подходить по мощности для акустики, считается что усилитель должен быть мощнее акустики в два раза. Нужно смотреть также на чувствительность акустики и на сопротивление — импеданс. Чем ниже будет чувствительность и чем выше сопротивление, тем мощнее нужен будет усилитель. Смотреть нужно на номинальную мощность — то есть которая развивается на продолжительное время, максимальная мощность может развиваться на короткое время и не подойдет для продолжительной работы. Оптимальное сопротивление АС — 4-6 Ом.
Коэффициент искажений
Искажения могут быть интермодуляционными и гармоническими, оптимально, если у усилителя коэффициент интермодуляционных искажений в пределах 3-х % при частоте 250-8000 Гц. А коэффициент гармонических не больше 1 % при частоте 40-12500 Гц. Если усилитель относится к высокому классу DIN 4550, то искажения не указываются.
Диапазон частот
Диапазон в котором человек распознает звуки — от 20 Гц до 20000 Гц, часто параметр частоты выходит за пределы слышимости — это значит, что все частоты будут воспроизведены без искажений в слышимом диапазоне. Оптимальная величина этого параметра для усилителей — 70-190 кГц.
Скорость нарастания сигнала
Это так называемое время отклика, при перепадах сигнала могут появляться искажения. Чем выше будет верхняя граница полосы частот, тем выше будет параметр скорости нарастания и меньше искажений. Оптимальное значение параметра не меньше 5В/мкс.
Импеданс
Импеданс или сопротивление усилителя, желательно должно совпадать с импедансом акустики, так как сопротивление акустики влияет на работу усилителя. Поэтому лучше выбирать усилитель готовый к работе с 4-омной акустикой. Чаще всего встречаются 6-омные АС, поэтому усилитель должен быть рассчитан на эту нагрузку.
Сигнал -шум
Соотношение сигнал — шум определяет количество полезного сигнала относительно шумов, чем выше значение этого параметра, тем лучше. Оптимальное значение — 90-100 дБ.
Демпфирование
При большой громкости, динамики могут совершать колебания, усилитель может уменьшить эти колебания, чтобы улучшить качество звука. Значение этого параметра должно быть 100 и выше.
Функции усилителя
Стереоусилители по оснащению намного проще, чем ресиверы, но у них все-же есть некоторые функции. Полезной будет функция Direct — она позволяет отключить все лишние цепи — баланса, тембра и т.д., что улучшит качество звука. Для обладателей виниловых проигрывателей нужен будет вход с фонокорректором. Для записи на диск пригодится функция переключения и направления источников сигнала. Может пригодиться возможность подключения двух магнитофонов для записи. В этом случае долна быть функция контроля записи и селектора записи.
Также может быть выход с предварительного усилителя и вход усилителя мощности, выход на дополнительную пару АС.
Выбирая усилитель лучше брать аппарат помощнее, оптимально усилитель работает на половине своей мощности. Сопротивление, желательно должно быть 4 Ом, чтобы аппарат мог работать с любыми колонками. Клеммы должны быть винтовые. Желательна функция тонкоррекции и выход на наушники. Переключатели тембра, баланса и другие должны быть механическими, электронное управление считается хуже. Пуль ДУ может быть системным для управления другими компонентами.
У более дорогих аппаратов разных функций, конечно больше, выбирая бюджетный усилитель нужно будет учитывать прежде всего мощность и сопротивление аппарата
Какой выбрать стереоусилитель — видео
Наушники Audio-Technica ATH T300 обзор
Акустическая система Dali Zensor 1 — обзор
Акустические системы Monitor Audio Reference обзор
Стерео-ресивер Yamaha R-S 202 обзор